Джейкоб Лоуренс (Jacob Armstead Lawrence, 07.09.1917 – 09.06.2000) – один из известнейших афроамериканских художников. Большинство его современников могли только мечтать о таком признании: выставки в крупнейших музеях, научные степени, гранты, он стал членом American Academy of Arts and Letters, National Council of the Arts, National Academy of Design, был приглашен на инаугурацию президента США Джимми Картера в 1977 г., Джорд Буш вручил ему National Medal of Arts в 1990 г. Лоуренс никогда не сидел без работы: он преподавал, создавал иллюстрации, фрески, плакаты, рисунки и гравюры; часть из них была приурочена к большим памятным датам США.
Старший из трех детей Джейкоб Лоуренс родился в 1917 г. в Атлантик-Сити (штат Нью-Джерси). В 1930 году, спустя шесть лет, его родители развелись, и мальчик с матерью переехал в нью-йоркский Гарлем. Он учился в самом простом учебном заведении – средней школе им.Фредерика Дугласа. Но важно другое – Гарлем 30-х годов стал центром «гарлемского ренессанса» (Harlem Renaissance), и множество афроамериканских художников, писателей, музыкантов и ученых жили именно там. Мать Лоуренсов была очень занята на работе, и чтобы дети не болтались без дела, она отправляла их после уроков в художественную школу, где преподавал известный афроамериканский художник Чарльз Элстон. Для Джейкоба началась особая пора, он не только учился рисовать карандашами и красками, но и разработал собственный метод изображения и придания цвета геометрическим фигурам. Например, он изображал все треугольники желтым цветом, квадраты – красным и т.д. Такой способ он будет применять во многих своих картинах. Лоуренс был очень любознательным и постоянно находил для себя новые виды изобразительного искусства. Именно Чарльз Элстон увидел в Джейкобе талантливого художника, позже он участвовал в нескольких его проектах.
Не прекращая занятия живописью, Лоуренс подрабатывал в типографии и прачечной, а на сэкономленные деньги арендовал небольшую студию у Чарльза Элстона. Там он и познакомился с выдающимися афроамериканскими деятелями: Ромари Берденом, Лэнгстоном Хьюзом, Клодом Маккеем и Аленом Локком, а также со скульптором и педагогом Августой Саваж (она предложит ему работу WPA\’s Federal Arts Project в 1939 г.). Джейкоб никогда не посещал ее занятий, но познакомился с одной из ее учениц – западно-индийской художницей Гвендолин Найт, на которой женился в 1941 г.
В 1937 году Лоуренс получил стипендию для обучения в American Artists School; в течение двух лет он учился у Антона Рефрежира, Сола Уилсона, Филиппа Райзмана и Эжена Морели. Хотя обучение в колледже изолировало его от жизни Гарлема, мысли его не покидали это место. Вскоре родились его первые жанровые картины с гарлемскими сценами – «Street Scene-Restaurant», «Street Orator», «Interior» и «Interior Scene» — они были показаны в 1938 г. как часть выставки Чарльза Элстона. Весь свой творческий путь он посвятит изображению гарлемской жизни («Tombstones», «Pool Parlor», «Woman With Grocery Bags» и «The Apartment»).
Интерес Лоуренса к истории жизни Туссена Л’Оувертюра, Фредерика Дугласа и Хариет Тубман выразился в серии картин. Первая из них «Toussaint L\’Ouverture series» — 41 картина о жизни гаитянского генерала, боровшегося за независимость своей страны. Эти картины стали первыми, которые он демонстрировал за пределами Гарлема – в 1939 г. выставка состоялась в Baltimore Museum of Art и получила хорошие критические отзывы. Окрыленный успехом Лоуренс в течение двух следующих лет написал 32 картины из жизни Фредерика Дугласа (аболициониста и редактора первой черной газеты) и 31 картину, посвященную жизни Хариет Тубман (женщина, сбежавшая из рабства, помогшая еще 70 рабам, отчаянный борец за права черных женщин). В 1940 г. Лоуренс получил свою первую стипендию Фонда Розенвальда и начал работать в собственной студии над своим следующим эпосом.
Когда впервые Лоуренс выставлял свои картины в Нью-Йорке в City\’s Downtown Gallery в 1941 г., он проснулся знаменитым. Это была серия из 60 исторических картин, изображающих миграцию черного населения с юга на север страны с целью найти работу и более достойное будущее. Этой выставкой он вписал свое имя в историю как первый чернокожий художник, который был представлен в Нью-Йоркской галерее, тем самым проложив путь для будущих поколений афроамериканских художников. Эта выставка привлекла огромное количество людей и получила настолько восторженные отзывы, что нью-йоркский Museum of Modern Art и Phillips Memorial Gallery в Вашингтоне (сейчас Phillips Collection) выкупили все работы этой серии и разделили их между собой. Зрителям нравились точные основные цвета и необычайная сила его простых художественных приемов.
В 1941 г. Лоуренс выполнил 22 картины, посвященные жизни Джона Брауна (белого аболициониста, считавшего, что только силовыми мерами возможно отменить рабство; организовывал вооруженные бунты рабов; был повешен государственными властями за измену). Эта серия работ была также представлена в City\’s Downtown Gallery в Нью-Йорке, но получила смешанные отзывы. Хотя позднее она выставлялась в музеях по всей стране.
Во время второй мировой войны с 1943 по 1945 гг. Лоуренс служил в Береговой Охране США, затем в военно-морском флоте, но не переставал заниматься живописью. Он написал 48 работ о своем военном опыте, они были выставлены в Museum of Modern Art. В 1945 г. Лоуренс пишет 14 картин, объединенных в серию «War» («Война»), которые были основаны на его воспоминаниях. Также в 1947 году Лоуренс путешествовал по сегрегированному югу и сделал 10 иллюстраций для журнала «Fortune» о послевоенной жизни черного населения, серия была названа «In the Heart of the Black Belt» («В сердце черного пояса»).
Но от такого успеха у кого угодно может закружиться голова, и в 1949 г. Джейкоб Лоуренс решил привести свои нервы в порядок в Hillside Hospital в нью-йоркском Квинсе. Там он пробыл 9 месяцев и написал 11 работ о пациентах, объединенных в серию под названием «Hospital». В начале 1950-х гг. Лоуренс экспериментирует и усложняет свои рисунки. Он выполняет серию работ под названием «Theater», которые были навеяны впечатлением от знаменитого театра «Apollo», и выставляет ее в Downtown Gallery в Нью-Йорке в 1953 г.
В 1955 г. он создает знаковую серию с расширенной исторической перспективой «Struggle: From the History of the American People» («Борьба: Из истории американского народа»). Эти 60 картин содержат черно-белые изображения лиц и носят глубокое гражданское, патриотическое содержание. Здесь можно видеть, что для Лоуренса борьба черного американского населения и американская борьба слились воедино.
60-е гг. XX в. – время борьбы за гражданские права черного населения в США. Какой художник сможет остаться в стороне? В творчестве Лоуренса картины этого периода стали самыми «протестными». Художник становится одним из неформальных лидеров черного движения, хотя сам он не признавал такого понятия как «черное искусство». В его картинах сцены расовой несправедливости перемежались со сценами расовой «гармонии». Например, его серия работ «Builders» («Строители») изображают как черные и белые американские рабочие выполняют одну и ту же работу бок о бок. В эту пору его работы менее эмоциональны, но более символичны, в них больше философии.
Джейкоб Лоуренс умер во сне 9 июня 2000 г. в Сиэтле (штат Вашингтон) в возрасте 82 лет после длительной болезни. В ноябре 2000 г. проводилась ретроспектива его работ в Washington D.C.\’s Moore Gallery. В том же году было издано два тома монографии «The Complete Jacob Lawrence». В отличие от других художников своего поколения, Лоуренс никогда не отказывался от тех социальных и художественных принципов, которые он избрал в начале своего творческого пути. Его работы настолько выразительны вследствие тематической цельности: выбрав для себя период истории общества или отдельной личности, он начинал выписывать свои мысли и эмоции, касаясь всех аспектов, таким образом создавая целые серии работ.
Вам срочно необходим автовыкуп в Киеве или вы хотите продать старенький автомобиль в неважном состоянии, но совершенно не знаете куда обратиться за помощью? К вашим услугам автоломбард Альянс. Быстро, дорого и максимально комфортно для вас.
Interior-Scene
Адвокаты и клиенты
Акробаты в метро
Библиотека
Библиотека
Борьба: Из истории американского народа. Панель № 23
В саду
Водевиль
Гладильщицы
Джон Браун у старого сарая с оружием и боеприпасами
Домашняя работа
Домино
Дрова
Женщина с вуалью
Захват (из серии «Туссен Л\’Оувертюр»)
Игра бо-ло
Игроки в шашки
Контрольный пульт
И серии «Миграция негров». Панель № 1
Олимпийские игры
Охотники
Письмо (из серии «Война»)
Погрузка на корабль (из серии «Война»)
Приведение к присяге
Сапожник
Из серии «Хариет Тубман». Панель № 4
Слепые нищие
Стойка с галстуками
Стремление
Строители
Трущобы
Уличные тени
Чревовещатель
Швея