Художник из Гарлема Чарльз Генри Элстон

Художник из Гарлема Чарльз Генри Элстон

Чарльз Генри Элстон (Charles Henry Alston) родился 28 ноября 1907 года в городе Шарлотт (Северная Каролина); среди пятерых детей он был самым младшим. Его отец родился в семье рабов в 1851 г. в Питтсборо (Северная Каролина); после гражданской войны он окончил колледж Св.Августина и стал основателем Епископальной церкви Св.Михаила (St.Michael\’s Episcopal Church). Отец Чарльза дал ему прозвище «Spinky»; оно сохранилось за ним до конца его дней. В 1910 году, когда Чарльзу было три года, его отец скоропостижно скончался от кровоизлияния в мозг. Горожане из Шарлотт уважали священника, потому что тот не только всю свою жизнь посвятил праведному служению Господу, но и был активным защитником прав черного населения.

Интерес к искусству Чарльза неслучаен: в детстве он наблюдал, как его старший брат Венделл рисовал машины и поезда, и копировал его рисунки; его мать Анна Элизабет Миллер Элстон была талантливой вышивальщицей и после 75 лет увлеклась живописью. Примерно в это же время Чарльз начинает свои первые опыты со скульптурой из красной глины (в Северной Каролине — ее изобилие). В 1913 году мать Чарльза Анна Элстон вышла замуж за Гарри Бердена, его племянник Ромари Берден (также будущий художник) стал двоюродным братом Чарльза. Они будут друзьями и соратниками всю жизнь. В 1915 г. семья Чарльза переехала в Нью-Йорк и поселилась в Гарлеме, его отчим работал лифтером и продавал газеты в отеле «Бреттон» в Верхнем Вест-Сайде.

Элстон учился в DeVitt Clinton High School, он имел успехи в учебе и был художественным редактором школьного журнала «Сорока». Он стал членом национального почетного общества «Arista», а также изучал рисунок и анатомию в Национальной академии изобразительного искусства по субботам. В 1925 г. Элстон получил стипендию в Школе изящных искусств в Йеле, но отказался от нее, посчитав, что подобное образование, во-первых, недостаточно широко для его увлекающейся личности (его интересовала не только живопись, но и музыка, поэзия, театр), а во-вторых, экономически невыгодно, и он поступил в Колумбийский университет в Нью-Йорке. В течение года Элстон изучал архитектуру, но, разочаровался в ней, видя, что афроамериканские инженеры не добиваются особого успеха в этой области, к тому же математика довольно тяжело ему давалась. Летом он подрабатывал коридорным в гостинице, где многие афроамериканские юноши зарабатывали, чтобы получить медицинское образование. Элстон сделал то же самое, но здесь его ждало еще большее разочарование: физика и химия давались ему с таким же успехом. В конце концов, он поступил на курс изучения истории изобразительного искусства. Во время своего обучения в Колумбии он стал членом братсва «Alpha Phi Alpha», работал в студенческой газете «Columbia Daily Spectator», рисовал карикатуры для журнала «Шут» и был художественным редактором литературного журнала. Элстон не чувствовал особого тонкого чувства любви и трепета к Колумбийскому университету, расовые предрассудки были все же достаточно сильны. Например, Чарльзу нельзя было посещать занятия по изображению обнаженной натуры – натурщик (-ца) был белым.

В 1929 году он окончил университет и получил стипендию для обучения в Педагогическом Колледже. Пребывание в этом учебном заведение стало для Чарльза Элстона новой вехой в развитии его творчества: его не столько интересовало образование, сколько творческий процесс. Многие преподаватели факультета изобразительного искусства получили образование в Европе, и именно от них Элстон узнал, что такое по-настоящему современное искусство. Они воспитывали будущих педагогов, умных, перспективных, любопытных, творческих, и некоторые из них оказали огромное влияние на становление личности Чарльза Элстона не только как художника, но и как талантливого педагога.

Нельзя оставить без внимания влияние самого места, где жил художник – Гарлем 20-30-х гг. XX в. был сказочным местом, особенно ночью. Этот район стал культурным центром Нью-Йорка для разношерстной публики. Атмосфера джаза, музыканты, модные черные певицы, известные писатели, художники, богатые финансисты и дельцы слетались на огни Гарлема с наступлением сумерек. В Гарлеме было очень мало подсобных помещений, всю свободную площадь занимали танцевальные клубы.

До получения степени магистра в 1931 г. Элстон преподавал в Utopia Children’s House, а также вел занятия в Harlem Arts Workshop, который был основан Августой Саваж (в настоящее время это место является Шомбург-Центром по изучению негритянской культуры). В конце 1920-х годов Элстон присоединился к Бердену и другим художникам-афроамериканцам, которые отказывались выставляться в выставках фонда Уильяма Гармона, который прославился передвижными выставками картин афроамериканских художников. Элстон и его друзья считали его деятельность сегрегационной и выражали стремление показывать свои картины наравне с другими художниками независимо от их цвета кожи.

В 1938 г. Элстон дважды совершил поездки на юг за счет средств Фонда Розенвальда. На юге он много времени провел в университете Атланты, а также привез из этой поездки множество фотографий, запечатлевших интересные моменты сельской жизни, — эти фотографии стали основой для жанровой серии портретов. В этих картинах стало явно видно влияние африканской скульптуры на его технику: портреты получались «интенсивными» и немного угловатыми, прослеживается влияние кубизма. Созданные позже семейные портреты абсолютно безлики: так «белая» Америка видела чернокожих. Поездка на юг вдохновила Элстона на эти простые по композиции, стилю и эмоциям картины. В 1950-х гг. он создает несколько портретов блюзовых певиц. В общем джаз оказал большое влияние на творчество Элстона, это видно не только в блюзовых портретах, но и, например, в картине «Гарлем ночью».

Художник из Гарлема Чарльз Генри Элстон

Художник из Гарлема Чарльз Генри Элстон

Художник из Гарлема Чарльз Генри Элстон

Художник из Гарлема Чарльз Генри Элстон

Художник из Гарлема Чарльз Генри Элстон

Художник из Гарлема Чарльз Генри Элстон

Художник из Гарлема Чарльз Генри Элстон

Художник из Гарлема Чарльз Генри Элстон

Художник из Гарлема Чарльз Генри Элстон

Художник из Гарлема Чарльз Генри Элстон

В 1930-х гг. и в начале 1940 г. Элстон создавал иллюстрации для таких журналов, как «Fortune», «Mademoiselle», «The New Yorker», «Melody Maker» и др., обложки для альбомов Дюка Эллингтона и Коулмена Хокинса. В 1940 г. Элстон стал штатным художником Управления военной информации и связей с общественностью (Office of War Information and Public Relations), он делал рисунки выдных афро-американских деятелей, которые были использованы в более чем 200 «черных» газетах.

Художник из Гарлема Чарльз Генри Элстон

Художник из Гарлема Чарльз Генри Элстон
Художник из Гарлема Чарльз Генри Элстон
Художник из Гарлема Чарльз Генри Элстон
Художник из Гарлема Чарльз Генри Элстон
Художник из Гарлема Чарльз Генри Элстон
Художник из Гарлема Чарльз Генри Элстон
Художник из Гарлема Чарльз Генри Элстон
Художник из Гарлема Чарльз Генри Элстон
Художник из Гарлема Чарльз Генри Элстон
Художник из Гарлема Чарльз Генри Элстон
Художник из Гарлема Чарльз Генри Элстон
Художник из Гарлема Чарльз Генри Элстон
Художник из Гарлема Чарльз Генри Элстон
Художник из Гарлема Чарльз Генри Элстон
Художник из Гарлема Чарльз Генри Элстон
Художник из Гарлема Чарльз Генри Элстон

В 1942-1943 гг. Элстон служил в армии в Аризоне. По возвращении в Нью-Йорк в 1944 г. он женился на Мира Адель Логан, которая была интерном в больнице Гарлема. В 1943 году Элстон был избран в совет директоров National Society of Mural Painters. Он создал фрески для Harlem Hospital, Golden State Mutual, American Museum of Natural History, Государственной школы № 154, Bronx Family и Criminal Court и Средней школе Авраама Линкольна в Бруклине. Наиболее выдающиеся фрески были выполнены Элстоном для Больницы Гарлема – «Магия в медицине» и «Современная медицина». Интересно, что комиссия, впервые увидевшая эскизы этих фресок, отказала художнику в росписи, потому что в них было слишком много афроамериканского подтекста. И только спустя четыре года, путем настойчивых письменных обращений, он получил разрешение на полную роспись диптиха. Фрески Элстона были выполнены в женском отделении больницы Гарлема. Неудачно расположенная система отопления сильно портила фрески. В 1959 г. Элстон заявил, что для сохранения фресок необходмо 1 500 долларов, само собой, этих средств город найти не смог. В 1968 г., после смерти Мартина Лютера Кинга, Элстону было предложено создать другую фреску в той же больнице в честь убитого лидера. В конечном итоге эти росписи были отреставрированы лишь в 1993 г. не без помощи различных фондов по сохранению художественного наследия.

Художник из Гарлема Чарльз Генри Элстон

Но все же Элстон оставил свою коммерческую деятельность, чтобы сосредоточиться на своем творчестве. В 1950 г. он стал первым преподавателем-афроамериканцем в Художественной студенческой лиге Нью-Йорка (Art Students League of New York), где он преподавал до 1971 г. В период с 1953 по 1958 гг. у него состоялось пять персональных выставок. В 1956 г. он стал первым афро-американским преподавателем в Музее современного искусства, где он работал в течение года. В 1958 г. он был избран членом Американской академии искусств и литературы.

1950-е гг. — разгар модернистской абстракции, Элстон тоже не отставал от веяний времени, создавая абстрактные картины, которые содержат мало от того, что называется узнаваемой формой, концентрируясь на тесной связи цветов. В 1960-е гг. Элстон на волне нарастающего движения за гражданские права все же возвращается к более простым техникам.

Художник из Гарлема Чарльз Генри Элстон

Художник из Гарлема Чарльз Генри Элстон
Художник из Гарлема Чарльз Генри Элстон
Художник из Гарлема Чарльз Генри Элстон
Художник из Гарлема Чарльз Генри Элстон
Художник из Гарлема Чарльз Генри Элстон
Художник из Гарлема Чарльз Генри Элстон
Художник из Гарлема Чарльз Генри Элстон
Художник из Гарлема Чарльз Генри Элстон
Художник из Гарлема Чарльз Генри Элстон
Художник из Гарлема Чарльз Генри Элстон
Художник из Гарлема Чарльз Генри Элстон
Художник из Гарлема Чарльз Генри Элстон
Художник из Гарлема Чарльз Генри Элстон
Художник из Гарлема Чарльз Генри Элстон
Художник из Гарлема Чарльз Генри Элстон
Художник из Гарлема Чарльз Генри Элстон
Художник из Гарлема Чарльз Генри Элстон
Художник из Гарлема Чарльз Генри Элстон
Художник из Гарлема Чарльз Генри Элстон
Художник из Гарлема Чарльз Генри Элстон

В 1963 году Элстон становится одним из инициаторв создания творческой группы афроамериканских художников «Spiral» вместе с Ромари Берденом, Хейлом Вудраффом и др. Чарльз Элстон в этой группе был «интеллектуальным активистом», как называли его соратники. Основной целью этого общества было стремление понять и выработать тактику обращения и отношения афроамериканских художников к обществу, живущему в условиях сегрегации. Движение за гражданские права в 1960-х гг. вдохновили Элстона на создание нескольких религиозных картин. К тому же в это время он создает свои самые мощные и монументальные работы в черно-белом стиле. Некоторые из работ выполнены простыми черными штрихами на белой бумаге, а другие — густыми черными мазками. Его картина «Черное и белое № 1» (1959) является одной из наиболее «монументальных» работ, где не только белый и черный, но и серый цвет в мягкой форме претендуют на свое место в этом абстрактном полотне.

Художник из Гарлема Чарльз Генри Элстон

Художник из Гарлема Чарльз Генри Элстон
Художник из Гарлема Чарльз Генри Элстон
Художник из Гарлема Чарльз Генри Элстон
Художник из Гарлема Чарльз Генри Элстон
Художник из Гарлема Чарльз Генри Элстон
Художник из Гарлема Чарльз Генри Элстон
Художник из Гарлема Чарльз Генри Элстон

В 1968 г. Элстон получил от президента Линдона Джонсона назначение в Национальный совет по делам культуры и искусства (National Council of Culture and the Arts), а в 1969 мэр Джон Линдсей назначил его в Нью-Йоркскую комиссию по искусству (New York City Art Comission). В 1968 г. Элстон начал преподавать в Городском колледже Нью-Йорка, в 1973 – стал профессором. В последующие четыре года своей жизни он получил еще несколько престижных премий и наград.

В январе 1977 г. жена Элстона Мира Логан умерла. Несколько месяцев спустя, 27 апреля 1977 г., Чарльз «Spinky» Элстон умер от рака. Панихида состоялась в Епископальной церкви Св.Мартина 21 мая 1977 г. в Нью-Йорке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»