Цифровая макросъёмка. Оборудование домашней студии
Часть 2. Создание превосходных изображений
Глава 6. Цифровая макросъёмка. Оборудование домашней студии
Из всех различных способов съёмки цифровым аппаратом, макросъёмка или съёмка небольших (даже крошечных) объектов крупным планом является наиболее увлекательным занятием. Заметим, что способ получения макроснимка является релевантным только для цифровых аппаратов. Плёночные имеют несколько недостатков, которые не позволяют сделать это в полной мере. В частности цифровые аппараты способны фокусироваться на гораздо ближнем расстоянии, поэтому они более подходят для создания крупных планов. Ещё одно: большинство цифровых камер создаются с уже встроенными возможностями для макросъёмки, в отличие от других, которым для фотографирования крошечных объектов нужны микроскоп или, хотя бы, увеличительное стекло.
Для начала стоит определиться, где вы будете снимать ваш объект: на природе или в студии. У каждого из этих видов есть преимущества. Если мы фотографируем насекомое на стволе дерева, то это придаст снимку естественности, однако, если мы перенесём это насекомое в студию и сфотографируем на чистом фоне, например белом, это позволит зрителю сфокусироваться именно на самом объекте, в данном случае на насекомом.
Снимая на природе, на улице или в другом естественном месте, вы имеете один недостаток. Недостаток этот заключается в невозможности контролировать различные природные явления и искусственное освещение. В случае же, когда вы снимаете в студии или дома, этот недостаток отпадает, но добавляется другой. На то, что бы правильно выставить освещение, выставить фон, потребуется много времени. Так, что идеального способа для макросъёмки нет, вы сами должны выбирать место и время для каждого случая индивидуально.
Создание и оборудование домашней студии для цифровой макросъёмки.
Конечно, для того, что бы оборудовать домашнюю студию, не нужно много усилий. Достаточно найти удобное место для постоянной съёмки и следовать нижеследующим советам.
Задний фон.
Для цифровой макросъёмки, задний фон всё-таки лучше сделать однотонным, дабы не отвлекать лишними деталями от главного объекта. Самым действенным способом фона является, так называемый, чистый фон. Такой фон объединяет поверхность, на которой находиться предмет и вертикальный фон за ним. На фото переход от вертикального к горизонтальному будет незаметен, если цвета фона идентичны. В случае, если вам надо разграничить задний и горизонтальный фоны, вы можете делать это при помощи света, выставив его определённым образом, который вас устраивает. В любом случае, однотонные фоны не будут отвлекать внимания от главного.
Ткань.
Для создания хорошего фона стоит приобрести большой кусок ткани, желательно велюр. Велюровая ткань ещё удобна и тем, что с двух сторон имеет различную текстуру. С одной – гладкую, лоснящуюся, с другой — ворсистую. Профессиональные фотографы используют для фона ткань, потому что это очень удобный материал. Его можно натянуть, создав обычный ровный фон, либо добавить складок, чтобы добавить красивую текстуру и придать живости фотографии.
Приобретать ткани лучше мягких пастельных тонов, а также, желательно иметь в наличии яркие цвета. Голубые, коричневые и чёрные тона хорошо поглощают свет, чем подчёркивают объект макросъёмки. Также, фото на чёрном фоне или другом ярком, отличающимся по расцветке от объекта, можно удобно редактировать в Фотошопе, а именно — выделять нужный объект без потери граней и границ и перетаскивать на другой фон.
Однотонная бумага.
Для создания фона также используют рулоны однотонной бумаги. Принцип здесь такой же, как и у ткани. Некоторые фотографы пробуют использовать картон, но я бы не советовал. Картон очень жёсткий и его трудно найти больших форматов, в результате вы будете вынуждены подстраиваться под размеры. Картон может не встать, где вам того хочется и его придётся приклеивать или обрезать.
Поддерживающие элементы.
Поддерживающее оборудование для заднего фона, различных осветительных приспособлений и самого фотоаппарата стоит довольно дорого, так что те, кто не может позволить себе дорогое оборудование делают такие элементы самостоятельно. Вместо штативов можно использовать различные алюминиевые предметы, деревянные каркасы или бумажные рулоны. Однако, если вы решили всё-таки заняться съёмкой крупных планов профессионально – вам придётся приобрести штатив, так как он идеально поддерживает камеру, вспышку в неподвижном состоянии и настраивается так, как вам хочется, когда как собранный вручную наверняка принесёт много неудобств.
Штативы бывают весьма различны по способу исполнения и предназначения. Это может быть тренога, ручной штатив с одной ногой, крошечный настольный штатив или большой студийный. Каждый предназначен для своей съёмки. Маленькие предназначены специально для того, что бы их носили с собой, а большие, для того, что бы их поставили в студии и долгое время не перетаскивали. Рассмотрим некоторые параметры, по которым нужно выбирать хороший штатив:
1. Смотрите, что бы ноги легко регулировались и вы легко, безо всяких лишних усилий могли изменять высоту.
2. Центральный штырь, который должен, без регулировки ног, поднимать и опускать камеру на расстояние примерно в метр.
3. Центральный столб должен быть подвижен настолько, что бы вы могли наклонить камеру вниз.
4. Наклоняющаяся и поворачивающаяся головка, которая поворачивается в любом направлении, как в горизонтальном, так и в вертикальном, что бы вы могли, при необходимости, быстро изменить угол съёмки.
5. И, наконец, крепления ног, крепления центрального штыря и крепление центральной головки должны быть прочными и закреплять штатив именно в той позиции и под тем углом, какой вам нужен, не смещая.
Осветительное оборудование.
Всё осветительное оборудование для съёмки делиться на три вида.
• Естественное освещение. Свет, который уже есть. Для опытных фотографов этот свет не является каким-то ограничивающим, так как его можно частично изменить с помощью отражателей и других приспособлений. Такие отражатели и предметы, блокирующие свет могут быть очень просты по исполнению. Картон является прекрасным отражателем света, пенопласт, фольга больших размеров, полиэтилен, светлый брезент. Блокируют свет и тем самым создают более мягкое освещение чёрная ткань или картон, чёрный велюр. Манипулируя этими вещами, выставляя их рядом с объектом, напротив источника света, параллельно ему или закрывая его, вы можете добиться интересных эффектов при естественном освещении.
• Электронная вспышка. Вспышка, которая встроена в ваш фотоаппарат. Вспышки тоже имеют различия по конструкции и способу исполнения. Встроенная вспышка – такие вспышки не очень профессиональны, так как зачастую, за счёт своего мёртвого положения, ненатурально освещают предмет съёмки. Внешняя вспышка, то есть та, которая крепиться к камере, более серьёзная альтернатива предыдущей. Ведомая вспышка – это такие приспособления для обнаружения источника света, такие используются для съёмки с несколькими источниками света. И, наконец, кольцевые вспышки, которые располагаются на некотором расстоянии за пределами камеры.
• Освещение лампами накаливания. То есть все те лампы, с помощью которых вы создаёте искусственное освещение фотографируемого объекта. Стоит заметить, что при использовании ламп накаливания, нужно всё время помнить о настройке баланса белого автоматически или вручную, так как специальные лампы дают красноватый оттенок, а обычные, бытовые — жёлтый. При использовании ламп накаливания стоит не забывать и про отражатели света, поглотители света, что бы выстроить грамотно правильный снимок.
Некоторые советы по цифровой макросъёмке.
При съёмке со встроенной вспышкой слишком много света может сделать изображение размытым и нечётким. В этом случае отойдите немного назад и используйте зум. В этом случае вспышка будет дальше от объекта. Вспышка, которая находиться в 50 сантиметрах создаёт освещение в четыре раза слабее, чем при расстоянии в 25 сантиметров.
Вспышку можно прикрыть слоем или двумя тонкой, прозрачной бумаги. В этом случае вы уменьшите и смягчите лишний свет.
При съёмке крупным планом, можно отойти от “правила третьей” и размещать объект снимка прямо в самом центре кадра либо чуть сдвинуть от центра. Этот вид фотографирования считается исключением из правил.
Перед съёмкой убедитесь, что ваш фотоаппарат настроен на режим макросъёмки – это обычно указывается на дисплее специальным значком.
Помните о настройке глубины резкости. Две трети резкости распределяются перед объектом или точкой фокуса и только одна треть позади.
Смотрите, что бы фотоаппарат был параллелен плоскости самого объекта. Если ваш аппарат будет наклонён под углом, может произойти так, что в фокусе окажется только часть объекта.
Если вы не используете штатив, то подумайте об использовании автофокуса, который компенсирует мельчайшие движения, и автоспуска, который сделает кадр спустя несколько секунд после того, как вы нажали на кнопку, так как это, даже очень осторожное, движение, может испортить кадр. Некоторые фотоаппараты имеют специальное гнездо для установки дистанционного управления нажатием на кнопку, что также позволит не дотрагиваться до аппарата во время цифровой макросъёмки, очень чувствительным к такого роду вещам.