Иллюстрации А.Пахомова к рассказу «Бежин луг»

Пахомов Алексей Фёдорович (1900-1973) — известный советский художник, живописец, график, иллюстратор. В 1971 году ему было присуждено звание Народного художника СССР. Здесь вы можете увидеть одну из замечательных работ Алексея Пахомова — серию иллюстраций для рассказа И.С.Тургенева «Бежин луг». В своих иллюстрациях он изобразил главных героев рассказа — Федю, Павлушу, Илюшу, Костю, Ваню и охотника.

Работы Пахомова считаются лучшими графическими иллюстрациями для рассказа Тургенева, который вошёл в историю русской и мировой литературы. Кажется, что именно так и представляет себе героев каждый читатель. Рассказ, который сопровождается этими рисунками, становится в разы реалистичнее и глубже. Алексею Пахомову удалось передать особую атмосферу произведения, образ деревенского простодушия и чистоты.

Лучше всех описаний будут слова самого художника Пахомова, который поделился с читателями и зрителями своими размышлениями по поводу создания серии иллюстраций:

«В детстве в ночном мне доводилось бывать не раз. Обаяние летней ночи у костра, интерес и ужас рассказов про разную чертовщину и благодаря этому ужасу чувство еще большей близости и дружбы к товарищам мне хорошо знакомы и дороги, как большинство воспоминаний о детстве. Эту поэзию детских лет, облик своих друзей-товарищей, похожих на тургеневских мальчиков, похожих той схожестью, что есть в людях, постоянно живущих в деревне, мне и хотелось изобразить в рисунках к «Бежину лугу». В рассказе Тургенева дано очень подробное описание внешнего вида мальчиков, их лиц, глаз, губ; подробно обсказана их одежда и даже позы, в которых ребята расположились у костра. Но можно нарисовать глаза, нос, овал лица, волосы, как будто совсем такие, как указано в тексте, и, однако, не получится живого человека. Чтобы перечисленные черты человека ожили, надо представить его в действии. А действия в «Бежине луге» мало, одни разговоры и страшные истории.

Я решил, прежде всего, уточнить для себя, какой рассказ и какая фраза принадлежит тому или иному мальчику. Против имени каждого из них я вписал все, что им сказано или сделано, и вот тогда стали возникать в сознании образы героев и оживать черты их лиц, так подробно описанные Тургеневым.

И при беглом чтении Павлуша запоминается как центральный и самый привлекательный образ. Павлуша меньше всех заражен сельскими поверьями. Ему принадлежит один рассказ о солнечном затмении, о «светопреставлении», о том, как бочара Вавилу приняли за Тришку. Павлушин рассказ единственный во всей книге, где нет никакой чертовщины и в котором именно суеверные люди представлены в смешном и нелепом виде. Для страшных, пугающих ночных звуков и явлений Павлуша находит простые объяснения. «Это цапля кричит», или «есть такие лягушки махонькие… которые так жалобно кричат», или «знать, от дому отбился» (о белом голубке). Павлуша деятелен и смел: он варит «картошки», идет на реку за водой и «без хворостинки в руке, ночью, он, нимало не колеблясь, поскакал один на волка …» И когда «вдруг, где-то в отдалении, раздался протяжный, звенящий, почти стенящий звук» и «мальчики переглянулись, вздрогнули … – С нами крестная сила! – шепнул Илья». Павлуша успокаивает всех дружеским окриком: – Эх вы, вороны! .. чего всполохнулись? – «Что за славный мальчик!» – можем мы сказать вместе с Тургеневым.

Федя «говорил мало, как бы боясь уронить свое достоинство», он не рассказал ни одной истории. Небольшой разговор Феди с Ваней об Анютке, на мой взгляд, тонко дополняет портрет Феди: Федя старше всех, живет в довольстве и начинает интересоваться девушками.

Ильюша «лучше других знал все сельские поверья», и, в сущности, ему одному принадлежат все страшные рассказы, описание наружности Ильюши для меня ожило. Кажется, что все невежество и темнота старой, крепостной русской деревни вместились в голове этого мальчика, все его рассказы и реплики полны какой-то суеверной, фанатической убежденности. Костя вызывает больше симпатии. Ему принадлежит всего один рассказ про русалку («этот рассказ ему тятенька говорил»). Костя еще мал («лет десяти»), и мы ему легче прощаем его темноту, для него это еще детские сказки. Если из Ильюши потом может выйти деревенский знахарь и колдун, то Костя просто впечатлительный мальчик, и если он потом будет верить в сверхъестественное, то будет верить про себя, тогда как у Ильюши непреодолимая потребность навязывать свои суеверия окружающим.

О последнем мальчике Ване у Тургенева сказано, что «он лежал на земле, смирнехонько прикорнув под угловатую рогожу», и дальше: «он выставил свое свежее личико из-под рогожи, оперся на кулачок и медленно поднял кверху свои большие тихие глаза».

Составив представление об облике каждого мальчика, я постарался сделать их портреты живыми, убедительными. Стремился к тому, чтобы в этих портретах передать ощущение далекого девятнадцатого века, ощущение темной ночи, костра, близость пасущихся кругом лошадей, и стремился еще к тому, чтобы карандаш этих рисунков ложился на бумагу естественно и красиво».

Хотите, чтобы ваше здоровье всегда было крепким? Этого добиться вам помогут биологически-активные добавки, которые можно приобрести в ЭД Медицин. Большой ассортимент добавок для поддержания вашего организма.

«Бежин луг» иллюстрации А.Пахомова

Иллюстрации А.Пахомова к рассказу «Бежин луг»
Иллюстрации А.Пахомова к рассказу «Бежин луг»
Иллюстрации А.Пахомова к рассказу «Бежин луг»
Иллюстрации А.Пахомова к рассказу «Бежин луг»
Иллюстрации А.Пахомова к рассказу «Бежин луг»
Иллюстрации А.Пахомова к рассказу «Бежин луг»

Иллюстрации А.Пахомова к рассказу «Бежин луг»

Иллюстрации А.Пахомова к рассказу «Бежин луг»

Иллюстрации А.Пахомова к рассказу «Бежин луг»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»