Арчибальд Джон Мотли
Арчибальд Джон Мотли (Archibald John Motley, 07.10.1891 – 16.01.1981) родился в Новом-Орлеане (штат Луизиана), большую часть своей жизни провел в Чикаго (штат Иллинойс). Там он закончил Englewood High School, ему предложили стипендию в архитектурном колледже, но он отказался от нее, предпочтя заниматься живописью и изучать историю искусства. Он получил прекрасное классическое образование в Art Institute of Chicago, но его модернистские работы не вписывались в рамки образовательной программы. Он закончил обучение в 1918 г. и все это время и после он придерживался модернового стиля.
Успех сопутствовал ему в самом начале карьеры. В 1927 г. его картина «Mending Socks» («Починка носков») стала самой популярной на выставке в Newark Museum в Нью-Джерси. В 1928 г. он был награжден Harmon Foundation Award, а затем стал первым афроамериканским художником, организовавшим персональную выставку в Нью-Йорке. Из двадцати шести выставленных картин он продал двадцать две.
Починка носков (Изображена бабушка художника)
В 1927 г. Мотли претендовал на стипендию Гуггенхайма (Guggenheim Fellowship), но получил ее лишь в 1929 г. и отправился на год во Францию. В то время мода на африканское искусство набирала обороты, и многие художники отправлялись на черный континент в поисках новых эмоций, Мотли черпал вдохновение в работах великих мастеров эпохи Возрождения в Лувре. Особенно его интересовали работы Делакруа, Хальса и Рембрандта, он смог найти в них такую утонченность и развитость, которая могла пригодиться в его художественных изысканиях. Об этом свидетельствуют портреты, выполненные Мотли: они нарисованы с точным соблюдением западной традиции, только обновлены афроамериканскими характерами. В 1930-х гг. Мотли работал в государственной Works Progress Administration, выполняя серию фресок о афроамериканской жизни в штате Иллинойс. В 1948 г. умерла его жена и одновременно с этим у художника начались трудные времена. Он брался за разные работы, ему даже пришлось выполнять иллюстрации душевых шторок. В 1950 году он совершил несколько поездок в Мексику и начал писать мексиканские пейзажи.
Кафе. Париж
На улице. Париж
Гуанахуато. Мексика
Арчибальда Мотли всю жизнь занимала проблема расовой идентификации. Он жил в благополучном южном районе Чикаго, где царила расовая терпимость. Кожа Мотли была достаточно светлой, в среде афроамериканцев он был скорее аутсайдером, он не мог ассоциировать себя ни с той ни с другой стороной. И вместо того, чтобы определиться со своей расовой идентификацией, он направил свою творческую энергию на изображение расовой принадлежности с помощью всего спектра цветов кожи. Каждому отдельному человеку на полотне он придавал особый афроамериканский характер, используя градации цветов кожи. Он понял и показал, как оттенок кожи человека влияет на его статус в американском обществе.
В 1920-х и 1930-х гг. Мотли пишет серию портретов. Он сосредоточил свое внимание на женских портретах смешанного расового происхождения, обозначая названия степеней смешения африканской крови: окторон, квартерон, мулат («octoroon», «quadroon», «mulatto»). Эти портреты говорили, что тон кожи является лакмусовой бумажкой для идентификации человека, определяет разнообразие и плюрализм самого общества. Эти «маркеры черноты» настолько неустойчивы, что, глядя на его портреты, часто невозможно определить вид расовой смеси, и приходится обращаться к названию работы. Мотли говорил с белой и черной аудиторией по-разному: афроамериканцам он хотел показать, насколько их расовая принадлежность достойна уважения, и ее нужно ценить, белые слышали от него призыв к отказу от расовых стереотипов. Так же как каждый человек имеет свой тон кожи, так каждый из нас имеет свои уникальные черты.
Квинтэссенцией такой градации стал портрет девушки: изящная молодая женщина с черными волосами, темными глазами и светлой кожей сидит на диване, прислонившись к красной стене. Она смотрит прямо на зрителя спокойным взглядом, ее лицо безмятежно. В этой девушке течет 1/8 негритянской крови, и ее портрет должен был стать символом социального, расового и экономического прогресса. Вы видите перед собой девушку не только с европейскими чертами, но и европейским воспитанием. Она – афроамериканка, но никак не соответствует стереотипам. Художник просит зрителя отвлечься от генетических показателей, и обратить внимание на ее уверенность и достоинство.
Девушка-окторон
Девушка-окторон
Портрет женщины
Его самыми популярными работами являются картины с изображением ночных сцен, написанные под влиянием джаза. В его работах ярко отображена клубная черная культура, которая так отличалась от привычных представлений об афроамериканцах с юга Америки. Интересно отметить, что Мотли никогда не жил в гетто. Он родился в состоятельной семье, жил в респектабельном районе Чикаго, был женат на белой немке, и не являлся частью этой культуры, как его герои. А люди на его картинах – это жители района Бронзвиль в Чикаго, который предоставлял убежище всем иммигрантам с юга. В этих работах нет центрального повествования, здесь много действующих лиц, а сцена для них – улица. Художник позволяет зрителю найти себя в этой толпе.
Хотите сделать настоящий подарок своей девушке? Лучшим выбором для вас станут золотые кольца на сайте Diamond Gallery. Широкий ассортимент колец на все случаи жизни.
Автопортрет
Африка
Барбекю
Блюз
Бронзвиль ночью
Вечеринка на природе
Вечеринка на природе
Воскресенье в парке
Джазовые певцы
Женщина чистит яблоки
Игроки в карты
Канун Рождества
Кейси и Mae на улице
Коктейли
Лжец
Между представлениями
Ночная жизнь
Пикник
Проповедник
Субботний вечер
«Черный пояс»